ТиТО Бизнес-форум НАШЕ ДЕЛО - МАГАЗИН

  ЖУРНАЛ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МАГАЗИНОВ, ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, HORECA, ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И СКЛАДСКИХ ХОЗЯЙСТВ 18+

архив статей (2006-2008) каталог поставщиков оборудования наши партнеры рекламодателям

Свежий номер

ТиТО - номер 5-6 (103)

№5-6 (103) 2012 год

Скачать PDF-версию

ТиТО - номер 3-4 (102)

№3-4 (102) 2012 год

Скачать PDF-версию

Содержание

Инструменты бизнеса

Консалтинг

Информация и право

Наше дело - магазин

HoReCa

Лидер года

От первого лица

HoReCa

Экспертная оценка

Оборудование

Вендинг

Наше дело - магазин

Лучшие проекты ТиТО

Выставка

Визитная карточка

Банковский продукт

Вопрос с сайта

Кондиционеры

Наша командировка

Наша экспертиза

Наше дело - логистика

Советы дизайнера

Страничка бухгалтера

Предыдущие номера



2012 год

№1-2(101)
ТиТО - номер 1-2


2011 год

№12(100)
ТиТО - номер 12
№11(99)
ТиТО - номер 11
№10(98)
ТиТО - номер 10
№9(97)
ТиТО - номер 9
№8(96)
ТиТО - номер 8
№7(95)
ТиТО - номер 7
№6(94)
ТиТО - номер 6
№5(93)
ТиТО - номер 5
№4(92)
ТиТО - номер 4
№3(91)
ТиТО - номер 3
№1-2(90)
ТиТО - номер 1-2


2010 год

№12(89)
ТиТО - номер 12
№11(88)
ТиТО - номер 11
№10(87)
ТиТО - номер 10
№9(86)
ТиТО - номер 9
№8(85)
ТиТО - номер 8
№7(84)
ТиТО - номер 7
№6(83)
ТиТО - номер 6
№5(82)
ТиТО - номер 5
№4(81)
ТиТО - номер 4
№3(80)
ТиТО - номер 3
№1-2(79)
ТиТО - номер 1-2



Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 - 2008 гг

Откровенный разговор с бизнесменом


ТиТО - №12, 2009
Количество просмотров: 37290

На прошедшем бизнес-форуме «Наше дело — РЕСТОРАН» собрались многочисленные профессионалы, которые разбирали проблемы в сфере HoReCa, делились опытом и своими впечатлениями о вчерашнем и завтрашнем дне рынка (подробнее на с. 11). Одним из основных экспертов форума был известный российский предприниматель Дмитрий Потапенко, который отличается своим реалистичным мировоззрением. В своем интервью нашему журналу он также не скромничал в выражениях.


Об экономике России

  – Минувшим летом на бизнес-форуме «Наше дело — МАГАЗИН» в Нижнем Новгороде, на котором вы тоже выступали, рассматривались различные варианты развития событий: либо рынок начнет постепенно приходить в докризисное состояние, либо все будет еще хуже, либо он пойдет вверх, но по совершенно другому пути. Какой же прогноз, по-вашему, был наиболее близким к реальности? Что происходит на рынке сейчас?
  – Рынок просел существенно. И пойдет он уже по другому пути: по пути мобилизационной экономики – в этом мое мнение не меняется уже года три. Потому что экономика не зависит от заявленного и задекларированного политического курса или фамилии лидера. Экономика, как и любое многоэтажное здание, зависит от инфраструктуры. Важен не красивый фасад, а коммуникации — жить в красивой коробке без газа и воды невозможно. Так и в нашей экономике – она не начнет работать сама по себе только потому, что ее окрестили «плановой» или «рыночной». Нужно выстроить цепь, наладить коммуникации. А у нас пока ни света, ни воды, и дерьмо некуда сливать.
  А в такой экономической ситуации мы уже не сможем жить так, как раньше. Нас сбили с ног, мы поднимаемся, но поскольку уже переломаны кости, ходить сможем, только прихрамывая. Кости многие сейчас сами пытаются срастить, чтобы снова бегать, но это процесс небыстрый и болезненный.

  – Куда же мы придем такие хромые?
  – К полной комисcарщине, когда настанет всеобщая диктатура чиновников. И народ к ней уже готов: кинут сейчас им кличь «бей и режь», все с радостью возьмутся за вилы. Врага чиновники уже наметили — это холуи в ресторанах и торгаши в магазинах и на рынках. К мелким лавочникам пойдут в первую очередь. Потом к гастарбайтерам (которые, к слову, работают лучше многих). В этом у нас менталитет не поменялся – мы как были азиатской страной, так и остались, до Европы нам еще очень далеко.

О юге и загранице

  – На юге России, где у вас магазины, ситуация в чем-то уникальна?
  – По сути, не очень отличается от остальной России — просто там тепло. Поэтому люди поспокойнее. Они знают, что всегда проживут подсобным хозяйством. И смогут даже на нем немного подзаработать.

  – А в Чехии, где вы также работаете, ситуация за год как менялась?
  – Никак, там тишь да гладь. Они не знают проблем. Действительно! Вот пример. Я попросил знакомого, который лучше меня знает чешский бизнес, найти ассоциации — рестораторов, ритейлоров, отельеров. Он спросил — а зачем. Я говорю — хочу поучаствовать в конференциях, поделиться опытом, узнать о проблемах. Он удивился – какие проблемы… Они не знают такого слова. У них действительно без проблем можно открыть ресторан, магазин — нет никакого накала страстей!

  – Может, там и кризиса не было?
  – Конечно. В наших магазинах в Чехии падение произошло в пределах математической погрешности — на 1—2%. А здесь до 24%.
  Возможно, такая разница потому, что там государственные мужи действительно (!) дают (!) деньги (!) на поддержание потребительского спроса. А не занимаются уничтожением торгаша, который якобы завышает цены. Там заботятся не о том, чтобы было дешевле или продавали определенную группу товаров, а о том, чтобы покупали больше. В частности, повышают зарплаты.

  – Тамошние бизнес-системы можно применять тут?
  – Крайне сложно. Там по-другому абсолютно все! Там выше налоги, но я их не плачу, потому что я инвестор. Они рассуждают так: я вложил в экономику деньги, и поэтому, пока они не «вычтутся», с меня брать не за что. У наших властей противоположная позиция: раз ты деньги вкладываешь, значит, у тебя их много — и нужно с тебя их взять по максимуму.
  У них инвестировать выгодно, потому что к тебе отношение как к человеку. Мы с чиновниками общаемся по скайпу — они экономят свои и мои деньги. Причем скайп-номер они мне присвоили сами, меня даже не утруждали. И е-мейл они мне завели и на него присылают извещения. Все это за госсчет.
  Экономят не только мои деньги, время, но и сводят на нет бюрократические издержки. Все максимально компьютеризировано, нет бумажной волокиты. Все реестры по фирмам висят на сайте. В пражской школе МВА нет зачеток и досок с расписаниями занятий — все на сайте. Каждый может посмотреть там список уроков, фамилию преподавателя и тему занятий, увидеть свои оценки.
Транспонировать системы практически невозможно. Тогда нужно переносить на нашу землю всю их госсистему — от налогового законодательства до уголовно-процессуального.

  – У нас разве такую систему в вузах, к примеру, нельзя сделать?
  – Можно! Но кому это надо? Это ж сколько придется сократить ненужных людей и должностей. А ведь они все работать не умеют и не хотят.

О личной позиции

  – Вы уже на протяжении нескольких лет довольно жестко высказываетесь о методах работы представителей государственных органов страны. Диссидентом стать не боитесь?
  – Да, с бизнесменами это уже происходит, довольно регулярно. А когда-то может произойти с каждым из нас, ведь на кухне все обсуждают власти.
  Хотя я никого не критикую понапрасну, я лишь называю вещи своими именами. О которых и так прекрасно известно. Я как акын – что вижу, о том пою. Поэтому все кивают головой: «да, все так и есть».   И ничего не изменится до тех пор, пока люди не перестанут жить только своими интересами. За границей почти все живут интересами общества, а у нас — клана.
  Мои публичные высказывания — это не нападение. Я лишь огрызаюсь: мол, имейте совесть, не доите так откровенно. Иногда отражать атаки даже получается — у нас уже немало судов выиграно с госорганами, в частности оспариваем налоговые претензии.

  – То есть судебная система у нас все же работает?
  – Не путайте божий дар с яичницей. Маленькой стране выжить в войне с большой империей можно лишь в одном случае: когда дерутся два больших государства. Тогда есть шанс проскочить между ними. Если простые люди выигрывают дела в суде, значит, это выгодно одному из «государств». А точнее одному из кланов. Причем в это момент клан поддерживает даже не вас, а себя, потому как с вашей помощью получает такой «мини-компроматик» на другой клан. Поэтому, получается, вы выигрываете не благодаря системе, а вопреки.

  – Вы не боитесь, потому что у вас миллионы и бизнес за границей?
  – Зубастость определяется не деньгами. Я посылал в известное место наших лидеров еще 25 лет назад, когда меня принимали в комсомол. «Сколько орденов у комсомола?» — спросил меня тогдашний активист ВЛКСМ, а ныне «куриный» сенатор (речь идет о Сергее Лисовском, заместителе председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, вице-президенте «Росптицесоюза». — Ред.). Я ему уже тогда сказал: какая нафиг разница — важно не сколько орденов у комсомола, а как ты трудишься, что ты делаешь в этой жизни.
  Как видите, анализировать ситуацию я умел еще в подростковом возрасте, когда у меня не то что миллиона — штанов нормальных не было. У меня просто есть гражданская позиция, которая базируется на знаниях и на практике.

  – И еще у вас есть с чем сравнивать — для многих из россиян, кто не жил и не работал за границей, нынешнее положение дел в стране кажется нормой…
  – И им не дают сравнивать! А я считаю, что у человека всегда должен быть выбор. Он должен осознанно выбирать тот или иной путь, смотря на конкуренцию политических или экономических систем. У нас же все иначе — всех хотят обнести колючей проволокой, обложить налогами, пошлинами и кричать «Покупай наше (нижегородское/московское/тульское)! Наше качественнее!» Как-то утверждали уже, что лучше советских сапог «Скороход» ничего нет — зачем нам опять этот ограниченный ассортимент?

О среднем классе и среднем уровне

  – Если раньше «Седьмой континент» и «Пятерочка» по уровню (качеству, ассортименту) были на значительном расстоянии друг от друга, то сейчас они во многом похожи. Почему это происходит сейчас и сохранится ли тенденция в будущем?
  – Дистанция между ними сокращается, потому что сокращается количество обеспеченных людей, которые могли себе позволить ассортимент «Седьмого континента». Средний класс у нас только начал зарождаться, а ему дали по ногам. Вип-клиент останется, но он будет делать разовые покупки, поэтому о масштабности такого ассортимента пока можно забыть.

  – И если рассуждать о будущем ресторанного бизнеса, то можно сказать, что сейчас более активно будут развиваться…
  – …столовки. И у меня, и у других сейчас развивается только этот сектор. Столовки незамысловатые, на рабочем предприятии, рядом с «родной проходной», без официантов, только с раздатком — как в СССР.

  – Там и уровень «совковый»: котлеты из бумаги, жирные подносы и хамоватые сотрудники?
  – Ассортимент и сервис у нас улучшился, конечно, с тех времен. За счет того, что появились такие понятия, как «конкуренция» и «импорт». Если бы раньше столовки снабжали как пресловутые валютные магазины «Березка», то и там, уверяю вас, было бы все отлично. А в остальном схемотехника осталась та же самая.

О бизнес-процессах

  – Из-за кризиса бизнес-процессы приходилось менять?
  – На мой взгляд, принципиально бизнес-процессы у нас вообще не меняются. Как, к примеру, неизменной остается система торможения колеса – надо найти возможность прекратить его оборот (зажать, вставить палку), и движение остановится. Появляются новые технологические фишки, но принципиально ничего не меняется.
  Отмечу лишь, что вследствие кризиса все задумались над упрощением этих бизнес-процессов, над оптимизацией деятельности.

  – Упрощение бизнес-процессов не скажется пагубно на предприятии?
  – Иногда наоборот — только пользу принесет. К примеру, магазин теоретически может работать без продавца. На выходе поставить рамку, которая идентифицирует стоимость товара и личность покупателя и списывает стоимость с персональной карты. Это пока дорого, но с точки зрения бизнес-процесса — это максимально упрощенная схема продажи. Хотя нет предела совершенству.

  – Вы открываете свои столовые на базе действующих кафе?
  – Мы сотрудничаем пока только с разорившимися предприятиями, находящимися на грани закрытия. Потому что общаться с «действующими» невозможно, нет ни одного разумного предложения. Приходят люди, у которых убыток по миллиону рублей в месяц, и говорят: купите у нас ресторан за 2 млн долларов, потому что «ну, вы же покупаете оборот».
  И понятно откуда идет эта неадекватная оценка — c телеэкрана. Потому что оттуда вещают «для отупения» по большей части такие же «тупые». Когда человек говорит, что кризис кончился, могу с уверенностью сказать – у него он и не начинался. Возможно, потому, что у него полное гособеспечение в прямом или переносном смысле. Машина, икра, охрана — все осталось как прежде. И из помещения его никто не выгонял. У простого предпринимателя в это время и бизнес отнимали, и прессовали, и падение спроса он на себе испытал.

  – В последнее время стали чаще приходить с просьбами «купить их»?
  – Да, но работаю я с немногими. Может, потому, что не покупаю бизнес, не перевожу его в собственность. А лишь помогаю его наладить, снизить издержки. Я лишь управляющая компания, продаю только свою голову, знания. А они порой бесценны. Потому что купить помещение и оборудование может каждый дебил. А вот сложить кубики так, чтобы пирамидка не рассыпалась — сложно.

  – По-вашему, управлять проще «своим» магазином или «чужим»?
  – Без разницы, технология одна. Сложности возникают у тех предпринимателей, которые не могут разделить себя на девелопера и ритейлера. Ведь в этом случае бизнесмену нужно думать не только о «родной» рознице, но и одновременно о максимальном доходе от имеющейся собственности. Возникает конфликт интересов, который предприниматель должен в себе преодолеть. Когда начнет укладывать и то и другое в голове, то поймет, что в определенный момент нужно потеснить собственную розницу, чтобы пустить арендаторов, к примеру. Если он не сможет все это совместить, нужно отказываться от одного из направлений, а может, и от бизнеса вообще. Нужно уметь рулить процессом – и тогда процесс не будет рулить вами.

Дмитрий ЛОВИЦКИЙ/ТиТО




ТЭГИ: Потапенко






Комментарии к статье "Откровенный разговор с бизнесменом"
Имя: [ Регистрация ]
Ваш комментарий:
Проверочный код:    Проверочный код   -->  
Content ©

Реклама

Интерьерный журнал

Дмитрий ПОТАПЕНКО

Покупайте Нижегородское

Наш опрос

Каким видом деятельности Вы занимаетесь, уважаемый посетитель нашего сайта?
Продаю продукты питания
Продаю торговое оборудование
Случайный посетитель
Представитель власти
Занимаюсь другим видом деятельности


Другие опросы

Авторизация

Имя
Пароль
  Запомнить

Тэги

Терминалы Торговля, Магазин, Менеджмент Бухучет Закон о торговле Львов, CRM Магазин, торговля Инталев Потапенко Бухгалтерия У дома, Автоматизация Юрченко, Торговля, магазин Терминалы, Налоговая служба Ресторан Наше дело магазин, EWENT MAKE Инталев, консалтинг Финансы Бюджет Кузнецов, магазин, торговля Торговля, Менеджмент


\"Наше

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler\'s Top100
www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев
Powered by phpNuke released under the GPL License
Каталог
Редакция журнала
Все права защищены. При копировании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна
2011 Copyright © журнал "ТИТО - Торговые технологии"