ТиТО Бизнес-форум НАШЕ ДЕЛО - МАГАЗИН

  ЖУРНАЛ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МАГАЗИНОВ, ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, HORECA, ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И СКЛАДСКИХ ХОЗЯЙСТВ 18+

архив статей (2006-2008) каталог поставщиков оборудования наши партнеры рекламодателям

Свежий номер

ТиТО - номер 5-6 (103)

№5-6 (103) 2012 год

Скачать PDF-версию

ТиТО - номер 3-4 (102)

№3-4 (102) 2012 год

Скачать PDF-версию

Содержание

Инструменты бизнеса

Консалтинг

Информация и право

Наше дело - магазин

HoReCa

Лидер года

От первого лица

HoReCa

Экспертная оценка

Оборудование

Вендинг

Наше дело - магазин

Лучшие проекты ТиТО

Выставка

Визитная карточка

Банковский продукт

Вопрос с сайта

Кондиционеры

Наша командировка

Наша экспертиза

Наше дело - логистика

Советы дизайнера

Страничка бухгалтера

Предыдущие номера



2012 год

№1-2(101)
ТиТО - номер 1-2


2011 год

№12(100)
ТиТО - номер 12
№11(99)
ТиТО - номер 11
№10(98)
ТиТО - номер 10
№9(97)
ТиТО - номер 9
№8(96)
ТиТО - номер 8
№7(95)
ТиТО - номер 7
№6(94)
ТиТО - номер 6
№5(93)
ТиТО - номер 5
№4(92)
ТиТО - номер 4
№3(91)
ТиТО - номер 3
№1-2(90)
ТиТО - номер 1-2


2010 год

№12(89)
ТиТО - номер 12
№11(88)
ТиТО - номер 11
№10(87)
ТиТО - номер 10
№9(86)
ТиТО - номер 9
№8(85)
ТиТО - номер 8
№7(84)
ТиТО - номер 7
№6(83)
ТиТО - номер 6
№5(82)
ТиТО - номер 5
№4(81)
ТиТО - номер 4
№3(80)
ТиТО - номер 3
№1-2(79)
ТиТО - номер 1-2



Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 - 2008 гг

Ритейл-2010: вид сверху


ТиТО - №3, 2011
Количество просмотров: 25219

Отгремели праздничные салюты и фанфары, традиционно насыщающие первый квартал года, и уже можно спокойно оглянуться назад, сделать выводы, увидеть плюсы и минусы. И, конечно, самое время нацелить вектор развития. Вместе с ведущими игроками и экспертами нижегородского и российского ритейла мы подводим итоги года десятого и делаем прогнозы на одиннадцатый.

Отпустило всех и вся

Все эксперты сферы ритейла заключают, что в 2010 году посткризисная ситуация на рынке несколько стабилизировалась. Как пояснил Александр Степанов, директор ТД «Калинка», в конце 2008 и в 2009 году рынок упал, а в прошлом году ситуация стабилизировалась, «стало понятно, ниже какого уровня падать не будем».

Елена Селина, заместитель исполнительного директора по торговле сети супермаркетов «Новый век» отметила, что покупатели стали активнее приобретать товар более дорогого сегмента, нежели в 2009г., поднялась сумма среднего чека, что особо было видно в предновогоднюю торговлю.

Эту тенденцию подметил и Алексей Бредихин, гендиректор группы компаний «Микрорайон»: «Рост покупательской активности налицо – особенно в конце года, при этом покупатель с одной стороны внимательно следит за ценами, с другой, готов и переплатить за удобства – близость к дому, обслуживание и т.д.»

Видят оживление рынка и «федералы», в частности вице-президент группы компаний «Ташир» Виталий Ефимкин: «В 2010-м потребительский спрос быстро восстанавливался, оборот розничной торговли за январь-сентябрь вырос примерно на 4,5% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. У населения появились лишние деньги, которые можно потратить на одежду, обустройство дома, какие-то прихоти. Однако спрос все еще смещен в сторону низкого ценового сегмента, именно поэтому на протяжении всего уходящего года лучше остальных чувствовали себя ритейлеры, работающие в формате дискаунтеров, они же будут увереннее всех развиваться и в перспективе. К примеру, товары в сети гипермаркетов «Наш дом» на 12-15% ниже по стоимости, чем у конкурентов. И, несмотря на то, что средний чек за покупку в кризисный период уменьшился примерно на 5%, падения дохода за это время сеть не ощутила: количество ее посетителей возросло за счет расширения целевой аудитории. А в 2010-м товарооборот сети увеличился на 10%».

В свою очередь Павел Бреев, вице-президент и директор по развитию розничной сети «М.Видео», комментирует ситуацию, сложившуюся в сегменте БТЭ-ритейла, следующим образом: «Третий квартал 2010-го стал переломным моментом для российского ритейла. Большинство покупателей, закрыв предыдущие кредиты, вновь устремились за покупками, а банки начали активнее финансировать население. По сравнению с предыдущим годом кредитные продажи выросли на 30%, вновь возник спрос на ноутбуки, дорогие смартфоны, крупную бытовую технику среднего и высокого ценовых сегментов. Активизация покупателей расшевелила ритейлеров, думаю, в ближайшем будущем это поможет сетям значительно вырасти».

Кто с чем к нам придет

Среди наиболее заметных событий прошлого года эксперты называют усиление экспансии федеральных игроков на нижегородский рынок.

– За прошедший год основным, на мой взгляд, стало увеличение доли рынка и усиление роли и влияния основных федеральных игроков – в первую очередь «Магнита», сети Х5, а для Н. Новгорода – и «СПАРа», - говорит Алексей Бредихин.

«При этом места выбирались не особо тщательно, на мой взгляд, открыто много заведомо убыточных магазинов, – уточняет Александр Степанов. – Видимо, рост выручки важнее прибыли при выходе на IPO».

Усиление конкуренции, конечно же, серьезно влияет на объем продаж, подчеркивает Елена Селина: «Ведь общий объем ранка не увеличился, общее количество покупателей осталось то же, и так как наши форматы «магазин у дома» схожи, это естественно наложило свой отпечаток на покупательский поток, который перераспределился. Товарооборот упал в среднем на 5-7 % именно в тех магазинах, где усилилась конкурентная обстановка. Хотя в целом по сети мы практически не потеряли в товарообороте ( в сравнении с 2009г), так три наших крупных торговых центра ТЦ «Новый век» (ул. Дьяконова в Нижнем), ТЦ «Сочи» (Коломенская) и ТЦ «Семь холмов» (Чебоксары) в 2010 г имели положительную стабильную динамику роста в среднем на 4-8 % от уровня 2009 года».

Скандал года

Также среди наиболее значимых событий года ушедшего называют ценовой кризис на рынке. Эксперты назвали это событие скандалом года, ведь тогда дело дошло даже до президента. Напомним, Дмитрий Медведев на выездном президиуме Госсовета в Саратове указал на корень проблемы – в «гречневом заговоре» видны уши торговых компаний. «Зачастую вечерами из крупных розничных сетей, из магазинов вынимают эту самую гречку. Подъезжают грузовики, покупают мешками эту гречку и, естественно, потом продают на рынках или в маленьких магазинах», — цитировало главу государства агентство РБК в начале сентября.

Глава Х5 Лев Хасис тогда признался РБК daily, что «президент совершенно прав» – подобные случаи действительно были. Он рассказал, что у некоторых сотрудников появляется соблазн продавать ходовой товар через «черный ход». У Х5 было два таких случая, и как только руководство компании узнало о них, уволили работников и директора магазина, которые были вовлечены в подобную торговлю.

Ритейлеры предлагали решить проблему так: пополнить запасы гречки белорусским товаром. Однако белорусские поставщики получили запрет от своих властей на вывоз крупы в Россию. Надеялись и на Китай, но его крупа не соответствует по качеству российским стандартам. Гречку искали по всему миру. «Люди, которые в жизни не ели гречки, вдруг бегут в магазин и покупают ее мешками по 10 кг», – жаловался заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов.

Зимой про гречку просто забыли, хотя ситуация коренным образом не изменилось. Про дефицит 2010 года теперь напоминает анекдот, который ритейлеры рассказывают друг другу: «Заходит олигарх в магазин и говорит: «Дайте мне килограмм черной икры, килограмм красной и 300 грамм гречки».

Ценники лавировали, лавировали

Нижегородские ритейлеры переживали ценовой кризис по-разному. Как рассказал нам Дмитрий Яшнов, управляющий Компании «САЮС», особенно, конечно, рост цен отразился на крупяном направлении. Поначалу объемы упали. Те, кто гречку покупал по 30 рублей уже не смог ее приобретать в тех же объемах по 100 рублей. Но, в то же время кушать хочется всегда, желудку не прикажешь, и постепенно объемы возвращаются. К тому же при падении объема на одном направлении, выросли на другом – покупательский приоритет социальной группы перешел в группу более дешевый сегмент товаров.

Также Дмитрий Яшнов уточнил, что кризис коснулся и овощного, и бакалейного направления. Цены выросли в разы из-за засухи, роста цен на горючее и других аспектов. «И в наших магазинах в том числе – даже, несмотря на то, что мы как продавцы социальной направленности старались держать их в рамках, – подчеркнул он, – Стараясь идти навстречу покупателям, наша компания позаботилась о том, чтобы держать самыми низкими цены на овощной сегмент. Мы предвидели такой ажиотаж на рынке и еще до начала скачка цен заключили долгосрочные контракты с белорусскими партнерами на поставку. До сих пор продаем, к примеру, картофель. Здесь нам удалось существенно увеличить продажи и даже отвоевать долю рынка у конкурентов.

В целом падения замечено не было. За счет того, что овощное направление стало для нас локомотивным, мы удержали объемы выручки – то падение, которое произошло по крупам, мы перекрыли другими лидирующими товарами, овощами.

Сказалось на повышении в прошлом году не только пожары, засуха или рост тарифов на ГСМ и ЖКХ. Из-за роста цен на сырец существенно возросли цены на сахар, и, как следствие, прошла корректировка цен вверх на кондитерское направление. Мы отметили рост цен от поставщиков на некоторые группы товаров до 100 процентов. Также вдвое выросла мука, а значит, подорожали и хлебобулочные изделия. Справившись с первым шоком, мы смогли выйти и из этой ситуации. Сделав грамотные закупки, мы смогли избежать существенного роста цен, а если и переписывали ценники, то значительно позже коллег по цеху».

А вот как о ценовой политике своей сети в 2010 году высказывалась Елена Селина: «Цены диктует рынок, и мы можем работать только над снижением своих расходов, а изменение цен в России вообще не предсказуемо – то засуха, то морозы, то просто неизвестно откуда повышение цен на топливо. Так был определенный скачок цен осенью на гречу, крупы, который в основном был из-за поднятия цен поставщиками.

Повышение цен наблюдается и сейчас и будет и дальше. Мы свою наценку не поднимали в 2010г, так как в нынешней конкурентной обстановке – это было бы самоубийство, очень тяжело держаться на плаву местным сетевикам. Кроме того, мы участвуем в Соглашении о взаимодействии Нижегородского отделения Партии «Единая Россия» с крупными торговыми предприятиями Нижнего Новгорода о сотрудничестве в рамках проекта «Народный контроль», согласно которого мы обязаны поддерживать минимальные розничные цена на социально-значимые товары».

В борьбе за это

Отличительной чертой года прошедшего многие ритейлеры называют и увеличение различных акций, проводимых сетями.

– В ушедшем году у нас стало значительно больше ценовых акций, снижение цен на акции стало глубже, – поясняет Александр Степанов. – Большинство поставщиков участвуют в наших акциях и дают возможность нашим покупателям приобретать продукты по более доступным ценам. Кроме этого, в основном в области, для пенсионеров снижаем цены на 6% на все продукты, кроме акционных, по утрам. Делаем подарки за покупки определенных продуктов, за покупки на определенные суммы и много других маркетинговых мероприятий. В этом направлении активности проявляем гораздо больше, чем раньше.

Об этом же говорит и Елена Селина: «Этот год для нас был даже тяжелее чем, кризисный 2009 г, так как пришлось особо упорно работать на борьбу за каждого покупателя. Конечно, у нас ресурсы не такие, как у федеральных сетей, но, тем не менее, мы мобильнее, гибче в принятии решений по ценовой и ассортиментной политике, что в целом дало нам закончить 2010 год достаточно успешно. Также мы активно поддерживали политику Нижегородского правительства «Покупай нижегородское», продукция нижегородских производителей для нас в приоритете».

Улучшаем и развиваем

Также в ушедшем году предприниматели активно продолжали работу по оптимизации, начатую с приходом кризиса. Как говорит Елена Селина, в минувшем году они в основном работали над усовершенствованием программного обеспечения магазинов «Новый век», чтобы развиваться дальше, «а также провели полный анализ ассортимента, с целью полного удовлетворения покупательского спроса».

Об этом же говорит и Дмитрий Яшнов: «Прошлый год стал для нас примечателен и тем, что мы провели полную оптимизацию производственных процессов. Сократили расходы на определенных участках, причем не за счет сокращений кадров, а за счет перераспределения нагрузки на людей. Могу сказать, что 2009-й способствовал тому, что в прошлом году мы значительно улучшили свою деятельность, сосредоточившись на качестве.

Кстати, во многом благодаря оптимизации нам удалось не только удержаться на плаву, но и развиваться! Одно из таких новшеств – мы приняли решение открывать магазины шаговой доступности до 50 кв. метров. Запущен проект «Первая булочная» - уже открыт магазин в Автозаводском районе на ул. Веденяпина и в скором времени планируется на Южном шоссе. Людям нравится – магазины чистые, уютные, с особым ароматом свежей выпечки. Там присутствует и кондитерка, и крупяное, и бакалейное направление, а также молоко. Стараемся выдерживать самые низкие цены: к примеру, литр молока 3,2% жирности на начало марта стоил 19,90 рублей – по моему, лучшей цены в Нижнем Новгороде не найти.

Проект себя уже проявил, причем даже лучше, чем мы ожидали. Этот формат магазина легко управляем и в плане поставок, и в плане управления (один руководитель на несколько точек), позволяет избежать лишних затрат и держать цены на низком уровне. Таким магазинам легче конкурировать с федеральными сетями, которые порой серьезно демпингуют. А ведь не секрет, что из-за кризиса внимание на цены стали обращать не только социальные группы покупателей, но и средний класс».

Полный вперед, вдаль и вширь

По мнению Павла Бреева, также одним из самых значимых событий уходящего года является формирование так называемой «большой тройки» продавцов бытовой техники и электроники – «М.Видео», «Эльдорадо», MediaMarkt/Saturn. «А основным трендом года наступающего будет продолжение активной консолидации данного рынка и увеличение покупательской активности граждан, особенно в регионах, - продолжает топ-менеджер «М.Видео» - Мы надеемся, что в новом году государство уделит особое внимание решению логистических и транспортных вопросов, которые являются основным препятствием для развития бизнеса во многих регионах России».

Нижегородские ритейлеры также видят в будущем также в основном положительные тенденции. «Я думаю, что в этом году будет и дальше увеличиваться покупательская способность населения, - говорит Елена Селина. - И в принципе, наверное, немного приостановится усиление конкуренции, так как у нас в Нижнем Новгороде представлены практически все федеральные сети, ввиду того, что все «хлебные» места уже заняты магазинами и интересных помещений уже нет. Так что сейчас нас ждет только усиленная конкурентная борьба за место под солнцем, от которого выигрывает только покупатель».

Александр Степанов считает, что федеральные и транснациональные сети продолжат борьбу за деньги инвесторов, им необходимо показывать рост, поэтому неизбежно открытие новых сетевых магазинов, где только можно, и где нельзя. Конкуренция будет обостряться, доходность падать. Через 2-3 года одиночных магазинов и местных сетей станет значительно меньше.

В общем блеклые и весьма скромные достижения ритейла в 2010 года (в свете безудержного роста закупочных цен, слабой активность потребителя, ограничений и последствий, принятого закона о торговле) красноречиво говорят о том, что в 2011 году российской розничной торговле придется «попотеть», для того чтобы продемонстрировать достойный и стабильный рост продаж. За исключением лидеров, рост которых будет обеспечиваться продолжающейся экспансией, слияниями и поглощениями, для остальных игроков рынка даже удержание на уровне текущих показателей задача не из простых.

По всей видимости, в наступившем году розничным компаниям снова и снова придется уделить особое внимание:

* сокращению затрат, в первую очередь за счет автоматизации и повышения эффективности внутренней и складской логистики; * повышению эффективности работы персонала, как офисного, так и торгового, в том числе за счет упрощения и структурирования бизнес-процессов; * внедрению как технологических, так и маркетинговых инноваций.

Несмотря на общие весьма спокойные прогнозы, отдельного внимания заслуживает направление интернет-торговли, где, по мнению большинства экспертов, как раз ожидается значительный рост. Открывать и развивать интернет-магазины планируют большинство ритейлеров, причем из различных отраслей, от продуктов питания до ювелирных изделий. Хорошим подспорьем интернет-магазинам станет и набирающая силу терминальная торговля.

В целом эксперты не теряют надежды на рост. А также надеются, что 2011 год не принесет как очередных банкротств и уходов западных ритейлеров, так и прихода новых игроков. Развития новых сегментов и форматов также ожидать не приходится. Резюмируя, можно отменить, что наступивший год видится достаточно спокойным. Однако это не курортное спокойствие или успокоение на лаврах. Скорее всего, будет продолжена тенденция «вкалываем на 115 процентов». Что на руку, конечно, и потребителям, и рынку в целом.

Дмитрий ЛОВИЦКИЙ/ТиТО



Какими еще событиями запомнился 2010 год ритейлерам


1. Надрыв года – закон о торговле. «Закон принят, теперь только к патологоанатому», - заявил тогда совладелец «Магнита» Сергей Галицкий в СМИ. Глава Х5 Retail Group Лев Хасис высказывается в том же духе: «Самая правильная поправка в закон «О торговле» - его отмена». Ритейлеры и поставщики целый год ожесточенно обсуждают новый документ, готовят поправки, но взаимопонимания достичь не удается. К примеру, в самом конце декабря были приняты поправки в КоАП относительно штрафов за несоблюдение закона о торговле. Они будут фиксированными, максимальный размер штрафа - 5 млн руб. Союз независимых сетей России уже направил по этому поводу обращение на имя президента Дмитрия Медведева с просьбой наложить вето на принятые поправки.

2. Герой года – «О'кей». В уходящем году окно для выхода на биржу использовала санкт-петербургская компания «О'кей». В апреле 2010 года ритейлер запланировал первичное размещение в Лондоне на следующую весну, о возможности IPO размышляла тогда и «Копейка». Однако планы обеих компаний поменялись: первая дебютировала на бирже осенью, а вторая выбрала совсем другой поворот.

3. Сделка года – Х5 и «Копейка». Сделка между Х5 Retail Group и «Копейкой» состоялась в самом конце года и обошлась лидеру отрасли по выручке в 51,5 млрд руб. Покупка стала самой дорогой в истории отечественного ритейла. Более продолжительной и тяжелой переговорной истории рынок не знает — Х5 делала несколько подходов к «Копейке» на протяжении семи лет. Уже подойдя вплотную к сделке, получив разрешение ФАС, Х5 ждала ответа второй стороны несколько месяцев.

4. Уход года – Wal-Mart. Американский игрок после срыва сделки с «Копейкой» решил уйти с российского рынка — компания закрыла в декабре свое представительство. Рынок не ожидал такого поворота — «даже чайку не попили». Компанию ждали в стране более 10 лет, именно столько лет прошло с момента первого заявления Wal-Mart о том, что ритейлер намерен расквартироваться в России. Сам иностранный игрок заявил, что ему нечего покупать. Но аналитики тут же заподозрили его в лукавстве — есть «Дикси», «Виктория» и «Лента». Правда, первые два ритейлера не подходят по формату для американцев, а третья компания никак не может выйти из затяжного акционерного конфликта. Грешили и на смену власти в Москве — сменились правила игры, Wal-Mart потеряла административный ресурс, полностью лишившись возможности самостоятельного развития.





Комментарии к статье "Ритейл-2010: вид сверху"
Имя: [ Регистрация ]
Ваш комментарий:
Проверочный код:    Проверочный код   -->  
Content ©

Реклама

Интерьерный журнал

Дмитрий ПОТАПЕНКО

Покупайте Нижегородское

Наш опрос

Каким видом деятельности Вы занимаетесь, уважаемый посетитель нашего сайта?
Продаю продукты питания
Продаю торговое оборудование
Случайный посетитель
Представитель власти
Занимаюсь другим видом деятельности


Другие опросы

Авторизация

Имя
Пароль
  Запомнить

Тэги

Магазин, торговля Бухгалтерия Львов, CRM Инталев Наше дело магазин, EWENT MAKE Бюджет У дома, Автоматизация Торговля, Менеджмент Потапенко Финансы Терминалы Ресторан Закон о торговле Инталев, консалтинг Торговля, Магазин, Менеджмент Кузнецов, магазин, торговля Юрченко, Торговля, магазин Бухучет Терминалы, Налоговая служба


\"Наше

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler\'s Top100
www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев
Powered by phpNuke released under the GPL License
Каталог
Редакция журнала
Все права защищены. При копировании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна
2011 Copyright © журнал "ТИТО - Торговые технологии"