ТиТО Бизнес-форум НАШЕ ДЕЛО - МАГАЗИН

  ЖУРНАЛ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МАГАЗИНОВ, ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, HORECA, ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И СКЛАДСКИХ ХОЗЯЙСТВ 18+

архив статей (2006-2008) каталог поставщиков оборудования наши партнеры рекламодателям

Свежий номер

ТиТО - номер 5-6 (103)

№5-6 (103) 2012 год

Скачать PDF-версию

ТиТО - номер 3-4 (102)

№3-4 (102) 2012 год

Скачать PDF-версию

Содержание

Инструменты бизнеса

Консалтинг

Информация и право

Наше дело - магазин

HoReCa

Лидер года

От первого лица

HoReCa

Экспертная оценка

Оборудование

Вендинг

Наше дело - магазин

Лучшие проекты ТиТО

Выставка

Визитная карточка

Банковский продукт

Вопрос с сайта

Кондиционеры

Наша командировка

Наша экспертиза

Наше дело - логистика

Советы дизайнера

Страничка бухгалтера

Предыдущие номера



2012 год

№1-2(101)
ТиТО - номер 1-2


2011 год

№12(100)
ТиТО - номер 12
№11(99)
ТиТО - номер 11
№10(98)
ТиТО - номер 10
№9(97)
ТиТО - номер 9
№8(96)
ТиТО - номер 8
№7(95)
ТиТО - номер 7
№6(94)
ТиТО - номер 6
№5(93)
ТиТО - номер 5
№4(92)
ТиТО - номер 4
№3(91)
ТиТО - номер 3
№1-2(90)
ТиТО - номер 1-2


2010 год

№12(89)
ТиТО - номер 12
№11(88)
ТиТО - номер 11
№10(87)
ТиТО - номер 10
№9(86)
ТиТО - номер 9
№8(85)
ТиТО - номер 8
№7(84)
ТиТО - номер 7
№6(83)
ТиТО - номер 6
№5(82)
ТиТО - номер 5
№4(81)
ТиТО - номер 4
№3(80)
ТиТО - номер 3
№1-2(79)
ТиТО - номер 1-2



Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 - 2008 гг

Спрашивали? Отвечаем! Вопрос первый


ТиТО - №8, 2011
Количество просмотров: 32460

Организация выпускает подарочные сертификаты номиналом 1000 руб. Они реализуются как в розницу, так и оптом. При этом оптовым покупателям могут продаваться по 500–800 руб. за сертификат. Несмотря на существенное снижение стоимости сертификатов, реализация товара все равно осуществляется с прибылью (по цене выше себестоимости).

Как вести бухгалтерский и налоговый учет данной операции? Какие возникают налоговые риски?

Можно ли не указывать на сертификате номинал 1000 руб., а ставить, например, баллы. При этом можно ли внутренним документом закрепить, что 10 баллов равны 1000 руб.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Реализация сертификатов покупателем в некоторых случаях производится дешевле номинала, следовательно, имеет место скидка, предоставленная до отгрузки товара. В данном случае налогообложение производится в общеустановленном порядке. С суммы поступившего аванса продавец должен уплатить НДС. После отгрузки (в момент отоваривания сертификата) снова исчисляется налог к уплате в бюджет, а сумма налога, начисленного с предоплаты, принимается к вычету. Для целей исчисления налога на прибыль денежные средства, полученные при реализации подарочных сертификатов, являются предварительной платой за товары, которые будут реализованы в будущем и не учитываются в доходах. Обмен подарочного сертификата на товары признается реализацией товара.

Обоснование вывода:

Понятия «подарочный сертификат», «бесплатный сертификат», а также порядок их выпуска и реализации законодательством в настоящее время не урегулированы. Подарочным сертификатом (далее – ПС) принято называть оформленный на бланке произвольной формы документ, предоставляющий право предъявителю ПС обменять его на товары (работы, услуги) на указанную в нем сумму (номинал). Правила обращения сертификата обычно изложены в самом документе либо в договоре. Как правило, обмен подарочного сертификата на деньги эти правила не предусматривают. Если обратиться к ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», то понятие «сертификат» означает документ, удостоверяющий что–либо в соответствии с определенными правилами, нормами или критериями. Таким образом, организация, выпустившая сертификаты, самостоятельно определяет срок их действия, сумму, на которую предъявитель может получить товар, внешний вид сертификата и т.д. Поэтому считаем, что на сертификате может быть указана как сумма, так и баллы, эквивалентные этой сумме. При этом до конечного предъявителя сертификата должна быть доведена информация о порядке пересчета баллов в рубли. Предложение подарочных сертификатов организацией розничной торговли является публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Приобретение сертификата означает принятие оферты (акцепт), то есть принятие приобретателем сертификата всех указанных в нем условий (п. 1 ст. 438 ГК РФ). При продаже торговой организацией сертификата не происходит реализации товара, работы или услуги. Сертификат нельзя рассматривать как товар, поскольку он не обладает полезными свойствами, а является документом, подтверждающим право предъявителя сертификата при приобретении товаров из имеющихся в наличии заплатить за товар его стоимость за вычетом номинала сертификата.

Налогообложение

Налоговые органы и арбитражные суды обычно рассматривают продажу ПС как особую форму (способ) предварительной оплаты за товары и услуги (постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2008 N Ф09-883/08-С1, письмо УФНС России по г. Москве от 04.08.2009 № 17-15/080428). В письме УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 № 17-15/110609 указывается, что ПС признается документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата, а денежные средства, полученные при реализации ПС, фактически являются предварительной платой за товары (работы, услуги), которые будут приобретаться в будущем, то есть авансом. При обмене подарочного сертификата на товары происходит реализация товара.

Учитывая, что реализация сертификатов покупателем в некоторых случаях производится дешевле номинала, имеет место скидка, предоставленная до отгрузки товара. В данном случае налогообложение производится в общеустановленном порядке. По общим правилам с суммы поступившего аванса продавец должен уплатить НДС (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

После отгрузки (в момент отоваривания сертификата) снова исчисляется налог к уплате в бюджет (абз. 6 п. 1 ст. 154 и п. 14 ст. 167 НК РФ), а сумма налога, начисленного с предоплаты, принимается к вычету (п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ). Для целей исчисления налога на прибыль денежные средства, полученные при реализации подарочных сертификатов, являются предварительной платой за товары, которые будут приобретаться в будущем и не учитываются в доходах (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Обмен подарочного сертификата на товары признается реализацией товара (подробнее смотрите письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.10.2009 № 17–15/110609). Учитывая, что предоставленные при продаже сертификатов оптовым покупателям скидки могут достигать 50%, необходимо обратиться к нормам ст. 40 НК РФ. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (п. 6 ст. 40 НК РФ).

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения (п. 7 ст. 40 НК РФ).

Для целей ст. 40 НК РФ непродолжительным периодом времени может быть признан период времени, определенный на основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности налогоплательщика, учета особенности реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и специфики таких товаров, работ, услуг. Так, например, учитываются сезонное производство товаров, их распродажа по окончании сезона, сроки годности товаров, колебания потребительского спроса, другие существенные обстоятельства, повлекшие отклонение применяемых налогоплательщиками цен. Для каждой сферы деятельности характерен свой период времени, соответствующий признаку непродолжительного периода, в течение которого отклонение примененных налогоплательщиками цен вызвано колебаниями рыночных цен. Так, например, колебаниями рыночных цен может быть обосновано отклонение более чем на 20% примененных налогоплательщиками цен идентичных (однородных) товаров в пределах месячного срока (30 дней) (письмо Минфина России от 18.07.2005 № 03-02-07/1-190).

Если налоговым органом при проверке выявлено, что цены отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, он вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов (НДС и налога на прибыль) и пени, рассчитанных исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы или услуги). Учитывая, что имеет место продажа сертификатов по цене, выходящей за пределы указанных колебаний, скидки необходимо документально обосновать.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п.п. 4–11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
– реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Во избежание негативных налоговых последствий, связанных с доначислением налогов по ст. 40 НК РФ, колебание цен от базисных, установленных прайс–листом, должно быть документально обосновано. Это можно сделать, разработав и утвердив ценовую (маркетинговую) политику. Наличие этого документа нередко становится решающим в налоговых спорах по ст. 40 НК РФ. Поэтому оформить ее настоятельно рекомендуется. Форма маркетинговой (ценовой) политики и содержание нормативными актами не установлены. Наиболее полное представление о маркетинговой политике, по нашему мнению, нашло отражение в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 № 118.

В ней должно четко определяться, кому, когда, в каких размерах могут предоставляться скидки. Необходимо указать категории скидок (простые, накопительные, праздничные и прочие). Документ должен быть утвержден руководителем организации. Учитывая, что имеют место скидки 30–50% от цены, одного указания величины скидки не достаточно. Их размер должен быть обоснован. Обязательно нужно предусмотреть условия возникновения обстоятельств для предоставления скидки. Это может быть, например, объем закупки (в денежном или товарном выражении), разовый или достигаемый в течение определенного времени. Не лишним будет указать о возможности скидок и в договорах поставки, если таковые будут заключаться. Учитывая, что организация предоставляет простые скидки в момент передачи сертификатов в ценовой политике, к примеру, можно указать, что для покупателей, единовременно приобретающих сертификаты на общую сумму ___ тыс. руб. и выше, их стоимость снижается на ___ процентов. Возможен метод предоставлять скидку на будущие покупки. К примеру, установить шкалу скидок и для конкретного клиента определять цену в следующем месяце исходя из объема закупок предыдущего месяца.

Также рекомендуем подтвердить, что указанная акция по распространению сертификатов действительно привела к увеличению количества покупателей, соответственно увеличился и объем продаж. Например, составить график или диаграмму, подтверждающую рост продаж по сравнению с прошлым периодом, когда сертификаты не продавались, указать, сколько сертификатов не было погашено (это чистый доход компании).

При документальном обосновании скидок согласно маркетинговой политике применяемые организацией цены для целей налогообложения будут признаны рыночными вне зависимости от уровня их колебаний.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете продавца следует сделать проводки:
Дебет 44 Кредит 60
– оплачены услуги типографии по изготовлению сертификатов;
Дебет 006, субсчет «Подарочные сертификаты»
– приняты к учету сертификаты;
Дебет 51 (50) Кредит 62
– отражена сумма полученного аванса;
Дебет 76 Кредит 68
– начислен НДС с суммы полученного аванса;
Кредит 006, субсчет «Подарочные сертификаты»
– списаны бланки проданных сертификатов;
Дебет 62 Кредит 90, субсчет «Выручка»
– отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41
– списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68
– начислен НДС с суммы выручки;
Дебет 68 Кредит 76
– зачтен НДС, уплаченный при получении аванса.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ирина ОСТАФИЙ

Ответ проверил: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена МЕЛЬНИКОВА



Комментарии к статье "Спрашивали? Отвечаем! Вопрос первый"
Имя: [ Регистрация ]
Ваш комментарий:
Проверочный код:    Проверочный код   -->  
Content ©

Реклама

Интерьерный журнал

Дмитрий ПОТАПЕНКО

Покупайте Нижегородское

Наш опрос

Каким видом деятельности Вы занимаетесь, уважаемый посетитель нашего сайта?
Продаю продукты питания
Продаю торговое оборудование
Случайный посетитель
Представитель власти
Занимаюсь другим видом деятельности


Другие опросы

Авторизация

Имя
Пароль
  Запомнить

Тэги

Торговля, Магазин, Менеджмент Магазин, торговля Ресторан Львов, CRM Закон о торговле Наше дело магазин, EWENT MAKE Юрченко, Торговля, магазин Бухгалтерия Финансы Бюджет Инталев, консалтинг Кузнецов, магазин, торговля Инталев Торговля, Менеджмент Потапенко Терминалы, Налоговая служба У дома, Автоматизация Терминалы Бухучет


\"Наше

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler\'s Top100
www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев
Powered by phpNuke released under the GPL License
Каталог
Редакция журнала
Все права защищены. При копировании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна
2011 Copyright © журнал "ТИТО - Торговые технологии"