ТиТО Бизнес-форум НАШЕ ДЕЛО - МАГАЗИН

  ЖУРНАЛ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МАГАЗИНОВ, ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, HORECA, ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И СКЛАДСКИХ ХОЗЯЙСТВ 18+

архив статей (2006-2008) каталог поставщиков оборудования наши партнеры рекламодателям

Свежий номер

ТиТО - номер 5-6 (103)

№5-6 (103) 2012 год

Скачать PDF-версию

ТиТО - номер 3-4 (102)

№3-4 (102) 2012 год

Скачать PDF-версию

Содержание

Инструменты бизнеса

Консалтинг

Информация и право

Наше дело - магазин

HoReCa

Лидер года

От первого лица

HoReCa

Экспертная оценка

Оборудование

Вендинг

Наше дело - магазин

Лучшие проекты ТиТО

Выставка

Визитная карточка

Банковский продукт

Вопрос с сайта

Кондиционеры

Наша командировка

Наша экспертиза

Наше дело - логистика

Советы дизайнера

Страничка бухгалтера

Предыдущие номера



2012 год

№1-2(101)
ТиТО - номер 1-2


2011 год

№12(100)
ТиТО - номер 12
№11(99)
ТиТО - номер 11
№10(98)
ТиТО - номер 10
№9(97)
ТиТО - номер 9
№8(96)
ТиТО - номер 8
№7(95)
ТиТО - номер 7
№6(94)
ТиТО - номер 6
№5(93)
ТиТО - номер 5
№4(92)
ТиТО - номер 4
№3(91)
ТиТО - номер 3
№1-2(90)
ТиТО - номер 1-2


2010 год

№12(89)
ТиТО - номер 12
№11(88)
ТиТО - номер 11
№10(87)
ТиТО - номер 10
№9(86)
ТиТО - номер 9
№8(85)
ТиТО - номер 8
№7(84)
ТиТО - номер 7
№6(83)
ТиТО - номер 6
№5(82)
ТиТО - номер 5
№4(81)
ТиТО - номер 4
№3(80)
ТиТО - номер 3
№1-2(79)
ТиТО - номер 1-2



Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 - 2008 гг

Мы что, сами не умеем?


ТиТО - №9, 2011
Количество просмотров: 26082

Три года назад, когда я только пришла в консалтинговую компанию, мне дали задание написать статью про то, кто такой консультант. Задание было провалено. Опыт взаимодействия с консультантами только в качестве заказчика не давал до конца понять роль консультанта в проекте, и почему внутренними силами обойтись трудно.

Если сформулировать кратко, консультант – это взгляд вне системы. В этом основанная ценность.

Конечно, платит заказчик за другое: за аудит финансовой системы предприятия, за внедрение программного продукта, за постановку системы мотивации, описание и оптимизацию бизнес -процессов или разработку стратегии. Такие формулировки фиксируются в договоре.

На старте проекта сотрудники возмущаются – мы бы и сами справились, зачем платить консультантам. Руководство компании убеждает, что вместе с консультантами в компанию придет и опыт конкурентов, и лучшие мировые практики. Эффект от привлечения консультантов несколько шире, и есть вещи, которые действительно очень сложно сделать внутренними силами, какой бы квалификацией сотрудники ни обладали. Однако буквальный перенос опыта ТОП-100 самых успешных компаний сам по себе обеспечит ваше присутствие в первой десятке рейтингов.

Предположим, вам нужна мебель. Вы не специалист в этом вопросе и даже не хотите им становиться. Вы купили в магазине и в целях экономии решили собрать все самостоятельно. Инструкция заставляет вспомнить детское увлечение конструктором, и все – прощай заслуженный отдых, все выходные потрачены на сборку. Нервы, ссора с домашними и в конце гордость за полученный результат. Лишние детали и одну незакрывающуюся дверцу вспоминать не будем.

Поговорим об индивидуальном заказе. Вы понимаете, что должно быть удобно именно вам, что о планировке надо подумать заранее, чтобы не втыкать потом мебель там, где поместилось. Вы приходите в специальный салон, и вот к вам подходит консультант. В чем его основная задача? Если рассуждать с помощью логики большинства сотрудников компаний, то через какое- то время вам должны привести готовую мебель и сказать «вам так будет удобно, так все в мире делают». При этом вас надо отвлекать по минимуму, но вам должно понравиться. А так не бывает.

Основная задача консультанта – задать правильные вопросы и натолкнуть вас на решение. Еще раз, решение принимать вам.

– Сколько у вас пар обуви? Какой длины самая большая вещь? Есть ли туалетный столик? А можно на комнату посмотреть?

И уже Вы начинаете генерировать идеи.

– Мне обязательно нужна подсветка! А мой рост не позволяет доставать до высоких полок – должна быть возможность их опустить.

Знали ли вы обо всех вещах, которые у вас спрашивали? Конечно, это же ваша повседневность! Могли бы сами сформулировать все требования и нарисовать проект? Теоретически могли бы. И у вас даже складывается впечатление, что вы всю работу сделали за консультанта.

Вот она – основная задача консультанта! Сделать так, чтобы вы сами нашли максимально удобное решение.

Первая задача – помочь понять, что на самом деле нужно.

А теперь представим, что кто-то в вашей семье разбирается в мебели. Как вы думаете, как изменится скорость принятия решений по поводу цвета столешницы или ширины шкафа? Значительно увеличится. Потому что очень сложно менять систему, в которой ты находишься. Надо находиться в другой системе. Если на доказательство того, что вишневый впишется лучше всего, ваш племянник потратит часа два, приводя разнообразные аргументы (в том числе – ну, делай, как знаешь!), то консультант сделает это за пару минут, приведя пример последнего салона в Париже или произнеся сакраментальное «обычно такой цвет способствует улучшению климата в семье на 37%». Еще раз замечу, что окончательное решение всё равно принимать клиенту.

При внедрении системы управления финансами и бюджетирования один из шагов – разработка финансовой структуры. Недавно я делала это не как консультант, а как сотрудник компании. Разница во времени удивительна! Некоторые вещи в роли консультанта я могла говорить в формате «так должно быть», и это принималось, причем без особого скрипа. В роли сотрудника мне пришлось месяц доказывать, что это вообще нужно делать! Потому что я не одна такая умная в компании и что подумают другие сотрудники, если начальник станет меня слушать? Совсем другое дело – слушать внешнего человека, ведь он знает, что делает и мы ему деньги платим. Хочу отметить, что я сама при этом никак не поменялась и знания тоже никуда не делись. Поменялась только роль.

Вторая задача – быть элементом вне системы.

Знаете ли Вы, что руководители – очень одинокие люди? И чем выше должность, тем более одинок человек. Особенно если он предпочитает централизованное управление и с трудом делегирует ответственность. Судите сами – все подчиненные ждут принятия решений, партнеры соблюдения обязательств, государство тоже постоянно чего-то хочет. А еще есть ответственность перед семьей. В то же время, руководителя волнуют, какие - то моменты в положении дел его компании. Может быть, это касается сотрудников, может быть – показателей деятельности. Работники недостаточно мотивированы на результат, скорость получения отчетности низкая, клиенты жалуются на пересортицу. С кем посоветоваться на эти темы? Если какая-то ситуация уже сложилась, то в ее создании принимали участие все участники процесса, то есть подчиненные руководителю сотрудники. Только очень высокий уровень организации позволит беспристрастно обсуждать такие вопросы, принимать адекватные решения, не преследующие интересы только одной стороны, и следовать намеченному плану, где-то ужимая свои интересы. Поэтому руководитель приглашает консультанта – «своего» человека, который будет добиваться именно целей руководителя (своих у него в компании нет) и который не будет ему подчиняться.

Во многих компаниях возникает конфликт между бизнес-подразделениями и IT- отделом. Долго и некачественно – жалуются отделы, хаотично и не структурированно – говорит IT-директор. Руководитель или принимает чью-то сторону, или мечется между двух огней, пытаясь найти компромисс. Методы решений таких конфликтов – отдельная тема, но противоборство между отделами заставляет всё чаще привлекать «сторонних наблюдателей». Не потому ли, что внутри компании никто не хочет уступать?

Третья задача – не быть зависимым от руководителя.

В работе консультанта есть одна дилемма. Что писать в отчетах: то, что хочет услышать клиент, или правду. Удивительно, но приглашая какого-то внешнего специалиста, люди ждут просто подтверждения собственного мнения. «У меня же бестолковые сотрудники, правда?» Нужна определенная смелость, чтобы ответить «Нет, вы не даете им никакой ответственности». Я убеждена, что профессиональный консультант – честный консультант. Но сказать правду, чтобы она побудила к изменениям, а не просто вызвала обиду, требует мудрости и опыта.

Чаще всего консультанта приглашаются именно для того, чтобы руководитель мог получить мнение независимого эксперта. Ведь если консультант работает в компании – там решили что-то поменять. А для того чтобы изменить что-то, надо действовать не так, как всегда.

Четвертая задача – быть честным.

И если первые три задачи консультант выполняет почти автоматически, то эта – самая сложная! Опять же, иногда эта задача просто непосильна для сотрудников компании.

Запустить проект и реализовать его можно и своими силами. Но в «побочные эффекты» от привлечения независимых консультантов помогут компании сделать это профессиональные, объективнее и быстрее. Консультант – не просто дополнительные руки и голова с необходимыми знаниями! Консультант – это тот, кто помогает компании меняться.

Виктория ГРИДИНА, старший консультант по управленческим технологиям Группы компаний «ИНТАЛЕВ»



Комментарии к статье "Мы что, сами не умеем?"
Имя: [ Регистрация ]
Ваш комментарий:
Проверочный код:    Проверочный код   -->  
Content ©

Реклама

Интерьерный журнал

Дмитрий ПОТАПЕНКО

Покупайте Нижегородское

Наш опрос

Каким видом деятельности Вы занимаетесь, уважаемый посетитель нашего сайта?
Продаю продукты питания
Продаю торговое оборудование
Случайный посетитель
Представитель власти
Занимаюсь другим видом деятельности


Другие опросы

Авторизация

Имя
Пароль
  Запомнить

Тэги

Львов, CRM Торговля, Магазин, Менеджмент Кузнецов, магазин, торговля Бухгалтерия Наше дело магазин, EWENT MAKE У дома, Автоматизация Инталев, консалтинг Терминалы Закон о торговле Финансы Магазин, торговля Юрченко, Торговля, магазин Торговля, Менеджмент Потапенко Инталев Бюджет Ресторан Бухучет Терминалы, Налоговая служба


\"Наше

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler\'s Top100
www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев
Powered by phpNuke released under the GPL License
Каталог
Редакция журнала
Все права защищены. При копировании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна
2011 Copyright © журнал "ТИТО - Торговые технологии"