ТиТО Бизнес-форум НАШЕ ДЕЛО - МАГАЗИН

  ЖУРНАЛ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МАГАЗИНОВ, ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, HORECA, ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И СКЛАДСКИХ ХОЗЯЙСТВ 18+

архив статей (2006-2008) каталог поставщиков оборудования наши партнеры рекламодателям

Свежий номер

ТиТО - номер 5-6 (103)

№5-6 (103) 2012 год

Скачать PDF-версию

ТиТО - номер 3-4 (102)

№3-4 (102) 2012 год

Скачать PDF-версию

Содержание

Инструменты бизнеса

Консалтинг

Информация и право

Наше дело - магазин

HoReCa

Лидер года

От первого лица

HoReCa

Экспертная оценка

Оборудование

Вендинг

Наше дело - магазин

Лучшие проекты ТиТО

Выставка

Визитная карточка

Банковский продукт

Вопрос с сайта

Кондиционеры

Наша командировка

Наша экспертиза

Наше дело - логистика

Советы дизайнера

Страничка бухгалтера

Предыдущие номера



2012 год

№1-2(101)
ТиТО - номер 1-2


2011 год

№12(100)
ТиТО - номер 12
№11(99)
ТиТО - номер 11
№10(98)
ТиТО - номер 10
№9(97)
ТиТО - номер 9
№8(96)
ТиТО - номер 8
№7(95)
ТиТО - номер 7
№6(94)
ТиТО - номер 6
№5(93)
ТиТО - номер 5
№4(92)
ТиТО - номер 4
№3(91)
ТиТО - номер 3
№1-2(90)
ТиТО - номер 1-2


2010 год

№12(89)
ТиТО - номер 12
№11(88)
ТиТО - номер 11
№10(87)
ТиТО - номер 10
№9(86)
ТиТО - номер 9
№8(85)
ТиТО - номер 8
№7(84)
ТиТО - номер 7
№6(83)
ТиТО - номер 6
№5(82)
ТиТО - номер 5
№4(81)
ТиТО - номер 4
№3(80)
ТиТО - номер 3
№1-2(79)
ТиТО - номер 1-2



Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 - 2008 гг

«А вы пробовали работать на бэушном «Гольфстриме»?: Проблема выбора оборудования: импортное или российское?


ТиТО - №9, 2008
Количество просмотров: 23375

Цена остановит даже продвинутых

  Для тех, кто запускает в эксплуатацию новый магазин или ресторан, по-прежнему заветной мечтой, как показал экспресс-опрос, проведенный информационно-аналитической службой редакции журнала «ТиТО», была и остается покупка зарубежного оборудования, отличающегося, во-первых, стильным дизайном, а, во-вторых, обладающего надлежащей функциональностью. Иностранный брэнд для предприятий торговли и индустрии гостеприимства еще с советских времен был и остается синонимом таких важных и значимых слов, как качество, надежность, долговечность и гарантии. К иностранным брэндам, представленным на нижегородском региональном рынке магазино- и рестораностроения, эксперты относят такие торговые марки оборудования, как LINDE, COSTAN, ARNEG, NORPE, KOXCA, PASTORFRIGOR, TASSELLI и некоторые другие.
  Сдерживающий фактор на пути закупок импорта — это дороговизна такого оборудования. Поэтому поставить брэндовое иностранное оборудование могут только богатые торговые компании, в основном преуспевающие розничные сети. Как самокритично отмечают сами топ-менеджеры ведущих нижегородских предприятий рынка ТиТО, несмотря на, казалось бы, имеющееся оптимальное соотношение «цена — качество», потребителями настоящего западноевропейского оборудования являются только крупные сетевые компании, например, такие, как «Сладкая жизнь-НН», ТД «Народный», «ВКТ». Цена зачастую останавливает даже продвинутого покупателя, понимающего, что «скупой платит дважды». Однако в последнее время (особенно в 2006 г., 2007 г. и в 2008 г.) наметилась тенденция перехода с западного оборудования на российское оборудование.
  В первую очередь, на такое оборудование переходят небольшие магазины, как правило, независимые.
  А, во-вторых, на российское оборудование стали переходить и розничные сети, которые активно вводят новые магазины и стремятся всемерно удешевить свои расходы на строительные и отделочные материалы и строительно-монтажные работы (СМР), которые — в условиях строительного бума — безумно подорожали за последние два — три года. Поэтому есть очень сильное желание сэкономить именно на оборудовании, так как экономить на строительных материалах и СМР просто не представляется возможным, просто не получается.

По полмиллиарда на гипермаркет

  Насколько затратен механизм строительства нового торгового объекта, наглядно показывает инвестиционная деятельность санкт-петербургской сети «О’КЕЙ», открывающей в Автозаводском и Ленинском районах Нижнего Новгороде в 2008—2009 гг. два новых гипермаркета.
  Процесс открытия нового магазина сама компания разбивает на несколько последовательных этапов.
  Во-первых, это поиск, оценка, согласование условий приобретения и принятие решения по перспективному земельному участку. Во-вторых, это оценка стоимости и сроков строительства. В-третьих, это контроль качества строительных работ на протяжении всего строительства. В-четвертых, это подготовка объекта к открытию, которая начинается за несколько месяцев до официального открытия. Она включает в себя: наем персонала, обучение персонала, проведение рекламной кампании перед открытием объекта, создание начального товарного запаса непосредственно перед открытием. Время реализации проекта по открытию магазина зависит от ряда факторов, в том числе правовых, технических и прочих, которые ограничивают немедленное использование участка под строительство. Время реализации проекта также обусловливается необходимостью выполнения налагаемых местными властями инвестиционных условий. Однако компания стремится уложиться в 16—18 месячный инвестиционный период от поиска участка до открытия магазина. В среднем структура инвестиционных затрат по открытию одного гипермаркета в Нижнем Новгороде выглядит следующим образом.
  Стоимость земельного участка — 8 000 тыс. долл.
  Стоимость строительно-монтажных работ на 1 кв. м общей площади — 1 250 долл.
  Стоимость торгового и технологического оборудования в расчете на 1 кв. м торговой площади — 700 долл.
  При средней строительной площади одного гипермаркета в 13 000 кв. м и средней торговой площади гипермаркета в 7 900 кв. м общая сумма инвестиций в каждый объект варьируется в пределах 25—30 млн долл.

«С импортного оборудования переходим на российское…»

  Как уже было отмечено выше, скрупулезный анализ ситуации на рынке магазиностроения Нижнего Новгорода и Нижегородской области показывает, что наиболее динамично развивающиеся торговые предприятия региона и города, в первую очередь продуктовые сети, сумевшие в течение последних двух — трех лет осуществить самый настоящий прорыв в сегменте продовольственного ритэйла и ввести в эксплуатацию десятки современных объектов магазиностроения в Нижнем Новгороде и во многих других городах Нижегородской области, постепенно отказываются от импортного оборудования и переходят на отечественное.
  Вот как комментирует мотивацию такого перехода генеральный директор компании «Калинка» Александр Федорович Степанов:
  — Раньше для оснащения своих магазинов мы заказывали итальянское оборудование. Например, в открытых в 2007 году новых магазинах в Дзержинске и Навашине у нас стоит «арнеговское» оборудование. Однако в ряде новых магазинов уже установлено наше, российское. В каждом конкретном случае, решая вопросы магазиностроения, мы подходим к выбору оборудования дифференцированно, с учетом особенностей конкретного объекта. К поставкам оборудования и автоматизации супермаркетов привлекаются наиболее профессионально работающие специализированные торгово-сервисные предприятия нижегородского рынка торгового и технологического оборудования.
  Я считаю, что в последнее время российское оборудование по своему качеству подтягивается к итальянскому, а цена его — ниже. Но, к сожалению, уже есть тренд в сторону повышения цен на отечественное оборудование. Это настораживает…
  Если магазин строится с нуля и общие затраты принять за 100%, то раздел «торговое и технологическое оборудование» обычно составляет 20—25% от общих затрат, доля программного и кассового обеспечения — 3—5%. Удельный вес ТиТО в общей структуре затрат на новые объекты магазиностроения неуклонно снижается.
  Итак, налицо прослеживается стимулирующий фактор к отказу от использования импортного оборудования — дороговизна строительных материалов и СМР. Отсюда — характерное для многих стремление снизить долю затрат на ТиТО. Отсюда — среди фаворитов потребительского спроса на оборудование оказываются российские торговые марки. Российские производители все более уверенно наступают на пятки зарубежным.

Время российских брэндов?

  В последние годы стало очевидным, что современный российский рынок торгового и технологического оборудования заметно изменился в лучшую сторону. Среди ведущих российских производителей топ-менеджеры нижегородских фирм рынка ТиТО называют «Кифато», «Криспи», а также белорусский «Гольфстрим». Более того, некоторые представители нижегородского рынка ТиТО утверждают: отечественное холодильное оборудование порою перестало уступать европейским аналогам. Одним из лидеров среди отечественных производителей выступает фирма BRANDFORD. Как отмечают специалисты отрасли, эта компания взяла на вооружение современные итальянские технологии, дополнив их российской конструкторской мыслью. Витрины с выносным холодом этого производителя отличаются современным дизайном, качеством исполнения и широким модельным рядом. По мнению экспертов, эксплуатационные характеристики оборудования фирмы BRANDFORD соответствуют европейским стандартам. Опыт поставок и эксплуатации оборудования торговой марки BRANDFORD в таких магазинах, как «Андреевский» на ул. Даргомыжского, «Медведь», «Ритэйл», ряд магазинов «Райцентр», показывает, что технология распределения холода в витринах марки BRANDFORD не уступает западноевропейским аналогам. Оборудование действительно выполнено с использованием надежных материалов, что при длительной эксплуатации имеет немаловажное значение.
  Однако безусловным фаворитом нижегородского рынка ТиТО, как показывает анализ сегмента магазиностроения, за последние годы стал отнюдь не продвинутый BRANDFORD, «Криспи» или белорусский «Гольфстрим», а все-таки завод торгового и холодильного оборудования «Кифато» (г. Клин, Московская область). Подмосковный завод «Кифато» на сегодня является самым большим предприятием по выпуску ТиТО на территории Восточной Европы. Как прозвучало 18 июня на бизнес-форуме «Наше дело — МАГАЗИН», организованном и проведенном журналом «ТиТО» — «Торговые Технологии», продукция этого предприятия достаточно хорошо представлена в Нижегородской области. Как заявил с трибуны бизнес-форума один из менеджеров группы компаний «Айс» (именно эта региональная фирма является официальным представителем завода торгового и холодильного оборудования «Кифато» в Нижегородской области), фирма «Айс» за последние годы поставила и смонтировала на этом российском оборудовании порядка 50 магазинов. На наш взгляд, подчеркнули представители группы компаний «Айс», «Кифато» на данный момент является тем самым отечественным оборудованием, которое отвечает оптимальному соотношению «цена — качество» и достаточно хорошо востребовано на нижегородском рынке магазиностроения.

Прецедент, который создал «Реал»

  В кулуарах бизнес-форума активно обсуждался совершенно уникальный случай в истории нижегородского магазиностроения: впервые в истории на российском оборудовании («Кифато») в Нижнем Новгороде был смонтирован зарубежный высокобрэндовый гипермаркет «Реал» (2007 год). Пока — это прецедент. Однако, возможно, это означает новую тенденцию: германская сторона пошла на отказ от высокобрэндового оборудования LINDE и перешла на российское оборудование в целях общего удешевления своего нижегородского проекта.
  Как видим, тенденция к удешевлению проекта оказалась характерна и для такого первоклассного зарубежного ритэйлера, каковым является Metro AG (Metro Cash & Carry, Real). Первые два магазина международной сети под брэндом Metro Cash & Carry были открыты в Москве в 2001 г. На сегодняшний день открыт уже 41 магазин в 26 регионах России, в том числе два магазина в Нижегородской области — один в Канавинском, второй — в Советском районе Нижнего Новгорода. C 2005 г. компания Metro AG вышла на сегмент гипермаркетов со своей маркой Real. Первоначально гипермаркеты Real были открыты лишь в Москве и Тольятти. В мае 2007 года еще один гипермаркет открылся в Санкт-Петербурге. Следом — в Нижнем Новгороде, в ТРЦ «Фантастика».
  Нижегородские эксперты рынка ТиТО считают: лучшим показателем поиска именно оптимального соотношения «цена — качество» и, соответственно, общего удешевления проекта на фоне явно завышенной стоимости стройматериалов и строительно-монтажных работ и является тот факт, что даже немцы, пришедшие в Нижний Новгород, поставили в гипермаркете «Реал» на ул. Родионова российское оборудование, хотя всю жизнь работали только на высокобрэндовом западном оборудовании. Зачем переплачивать, когда можно заплатить значительно дешевле и получить в принципе то же самое качество? В условиях проходного продовольственного гипермаркета дизайн не особенно важен, здесь главное — отлаженные бизнес-процессы.
  Российское оборудование, говоря по большому счету, как известно, особым дизайном и не блещет, но практично работает. Если что-то выходит из строя, то все комплектующие — недорогие, меняются гораздо проще, чем импортные. А сердце выносного холодоснабжения все равно остается импортным — холодильный агрегат все равно германский Bitzer. Немецкая сторона довольна: оборудование работает нормально, все хорошо! Кроме того, российское оборудование можно оснастить всеми современными системами автоматики. Скажем, в том же самом «Реале» была установлена система удаленного управления через Интернет, точнее система телемониторинга, позволяющая без модемной связи через Интернет контролировать состояние холодильного оборудования. Такая система служит для повышения качества обслуживания клиентов. Установка такой системы позволяет предупреждать возможный сбой в работе холодильных камер, централи и витрин. Качество сервиса при применении такой системы переходит на принципиально новый, более высокий уровень.
  «Реал» оказался для нижегородских магазиностроителей очень сложным объектом и в плане своих размеров, и в плане реализации высоких стандартов магазиностроения, заданных немецкой стороной. Всем этим жестким требованиям нижегородцам пришлось стопроцентно соответствовать. Они многому научились на монтаже этого объекта, в частности именно в «Реале» изобреталась аварийная сигнализация, которая реагирует на все изменения параметров работы оборудования и дублирует их в комнату охраны. Немцы сказали нижегородским специалистам: «Вот LINDE делает такие вещи. А вот вы — сделаете?» А нижегородцы тоже сделали… И все работает!

«Неконкурентоспособность российского оборудования — глубокое заблуждение»

  Абсолютное большинство опрошенных информационно-аналитической службой редакции журнала «ТиТО» представителей нижегородского регионального рынка ТиТО сходятся в следующем мнении.
  Во-первых, оборудование российского производства вполне конкурентоспособно.
  А, во-вторых, широко распространенное в торговой среде мнение о том, что оно якобы не конкурентоспособно, является глубоким заблуждением: например, в сегменте приборно-кассового оборудования приходится выбирать между российской и… китайской продукцией.
  Вот как, например, комментирует мнение о якобы имеющей место неконкурентоспособности отечественного оборудования директор компании ООО «АСТ» (группа компаний «Торгмонтаж») Андрей Алексеевич Старков:
  — Мнение о якобы имеющей место неконкурентоспособности отечественного оборудования — это глубокое заблуждение. Ведь, к сожалению, все импортное произведено только в Китае либо — в лучшем случае! — на Тайване. Как таковое брэндовое немецкое, английское, французское оборудование (я имею в виду сегмент контрольно-кассового и весового оборудования) к нам на территорию Российской Федерации не поставляется. Ведь те же самые популярные весы «Меттлер Толедо», которые зарекомендовали себя своим брэндом, собираются в Китае, хотя это и немецкая марка. Почему? Да потому что там, в КНР, дешевая рабочая сила.
  Российское оборудование сегмента контрольно-кассового и весового оборудования на данный момент ничем не уступает импортным аналогам, так как отечественные производители научились контролировать качество выпускаемой продукции, научились не только собирать оборудование, но и разрабатывать его. Если, допустим, та же самая хорошо представленная в Нижегородском регионе российская фирма «Штрих-М» открывает свое представительство в Европе и будет поставлять разработанное и произведенное в России оборудование на европейский рынок, значит, наше оборудование по каким-то своим параметрам лучше импортного или, во всяком случае, ничем не хуже. Исходя из цены и качества, мы выбираем российское оборудование. К сожалению, к автомобилям это не относится… При выборе оборудования главное — это непосредственный запрос заказчика. Потому что если у клиента небольшой магазин, то, соответственно, ему не надо устанавливать дорогостоящее многомиллионное оборудование зарубежного производства. Конечно, если это не высокобрэндовый бутик и если он не хочет эксклюзива.

Попробуйте работать на бэушном «Гольфстриме»

  Анализ показывает, что существует несколько крайних взглядов установок на российское и зарубежное оборудование.
  Первая крайняя установка звучит следующим образом: «Только импорт! Только «Арнег»!» Вторая крайняя установка: «Только бэушный «Гольфстрим»! Главное — отлаженные бизнес-процессы и получение прибыли. Оборудование должно быть самым дешевым и незатратным!» Наиболее четко эту вторую крайнюю установку сформулировал и высказал Дмитрий Валерьевич Потапенко, профессиональный управленец в сфере торгового бизнеса, в 2003—2005 гг. — генеральный директор — управляющий розничных сетей «Пятерочка» и «Карусель» Центрального федерального округа, в настоящее время — управляющий партнер инвестгруппы Management Development Group Inc, зам. председателя комиссии правительства г. Москвы по инфраструктуре сетевых услуг и торговли. 18 июня этого года г-н Потапенко, пользующийся репутацией хирурга российского ритэйла, выступил в роли главного эксперта бизнес-форума «Наше дело — МАГАЗИН», устроив, по образному выражению генерального директора ООО «Торговый дом «Народный» В. Е. Пушкина, настоящий «апгрейд мозгов» всем его участникам. Взгляд г-на Потапенко на возможности использования в торговом процессе современного оборудования оказался парадоксально-оригинальным:
  — Издержки в сетевой компании, даже в независимом, единичном магазине, включая заработную плату и все остальное, должны составлять не более 13% от оборота. У меня, например, в компании они составляют 9,7%. И это включая выплаты мне, любимому. И когда мы спрашиваем себя: «Почему издержки зашкаливают за этот самый 13-процентный Рубикон, почему, чтобы привлечь покупателя, создать пул лояльных покупателей, мы не можем снизить цены?», то ответ напрашивается сам собой: «Да потому что мы закопали эти деньги! Эти деньги закопаны в дорогостоящее торговое и технологическое оборудование, потому что нужно было обязательно прогнуться и купить именно «Арнег»! А почему не работать на бэушном оборудовании? Почему, например, никто не работает на бэушном «Гольфстриме»? Не покупает осознанно именно его?
  В конечном счете все упирается в ЛОГИКУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Весь мир так работает! Весь цивилизованный мир меняет свое торговое и технологическое оборудование каждые пять лет и гонит это самое бэушное оборудование на территорию Российской Федерации.
  Очень немногие торговые компании, как правило крупные, по определенным причинам, связанным в большей степени не с самой стоимостью оборудования, а по причинам, связанным с собственной инвестиционной привлекательностью (там есть, как это принято говорить, определенные «заморочки» с инвесторами), покупают действительно новое дорогостоящее оборудование. Большинство же, как показывает анализ ситуации, работают на торговом и технологическом оборудовании, взятом в лизинг, причем именно на бэушном оборудовании.
  Я, например, взял свое оборудование в лизинг сроком на 30 лет. Конечно, я могу заплатить за него сразу. Но я плачу в кредит, потому что это выгоднее…
  Что поменялось в отечественной торговле с советских времен, кроме цвета стен в магазинах и торгового и технологического оборудования? Что-то изменилось? Или мы по-прежнему, следуя нашей азиатской модели «нам понты дороже денег», купили самое дорогое оборудование из возможного, самый дорогой свет, а потом думаем: «А почему же мы не можем вернуть деньги?» И начинаем гонять директоров магазинов, товароведов, продавцов, сваливая все свои просчеты на них: «Это же они во всем виноваты!» А виноваты мы сами…
  Опасный стереотип: давайте сделаем круче, чем в Москве, круче, чем в Париже, и т. д. и т. п. А зачем делать круче, чем где-либо? Давайте идти от самих себя! Давайте посмотрим свои балансы! Не нужно смотреть блестящие фасады и блистательные торговые залы магазинов. Надо снимать парадные пиджаки и идти в магазинные подвалы, в магазинную подсобку, смотреть ТЕХНОЛОГИЮ, потому что магазин — это то, что делается за фасадом. А сам фасад никому не нужен и не интересен — там технологии нет…

Истина где-то рядом

  Между двумя крайними взглядами-установками на российское и зарубежное оборудование существует огромное количество самых различных вариантов подхода и отношения к оборудованию. Возможно, как показывает анализ, наиболее оптимальный и наиболее оправданный вариант — это оснащение магазина в зависимости от его формата и концепции. Как утверждают эксперты, ключ к пониманию проблемы выбора оборудования — какое ставить: импортное или российское — лежит в анализе торговой отрасли Нижнего Новгорода и Нижегородской области и основных форматов представленной на нижегородской земле организованной розничной торговли. Ибо, как настаивают некоторые из опрошенных экспертов, в конечном счете все упирается именно в конкретный формат конкретного торгового предприятия. Какой формат — такое и оборудование… Российское и зарубежное оборудование — это просто разные концепции, разные подходы к оснащению объекта торговой или ресторанной инфраструктуры. Их просто нельзя сравнивать… Насколько соответствует истине данное утверждение?
  Как отмечают эксперты нижегородского потребительского рынка, начиная с 2000 г. организованная розничная торговля на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области сформировалась как полноценная отрасль экономики. Организованная розничная торговля отличается использованием современных торговых форматов (дискаунтер, супермаркет, гипермаркет, «магазин у дома») с четким рыночным позиционированием. Анализ показывает, что на сегодняшний момент самыми распространенными форматами на нижегородской земле остаются супермаркеты и дискаунтеры. Именно супермаркеты стали первым форматом организованного ритэйла на территории города. Вторым форматом, который получил широкое распространение, стали дискаунтеры. С момента своего появления этот формат характеризовался наибольшими темпами роста, что было обусловлено низкой покупательной способностью населения. Дискаунтер предлагал по низким ценам именно тот набор продуктов, который был востребован населением Нижнего Новгорода, других городов и районов Нижегородской области.
  Начиная с 2005 г. наиболее динамично развивающимся форматом на территории Нижнего Новгорода стал «гипермаркет», его доля в объемах продаж современных форматов заметно возросла. На сегодняшний день гипермаркеты — это единственный формат, в котором представленные на нижегородской земле иностранные компании на равных конкурируют с отечественными. Именно он был признан российскими и западными компаниями как один из оптимальных для региональной экспансии в Нижегородскую область.
  троительство одного или нескольких гипермаркетов позволяет сразу занять существенную долю на рынке Нижнего Новгорода и Нижегородского региона. При этом отсутствует прямая конкуренция с местными, нижегородскими компаниями, которые в основном работают в форматах супермаркетов и дискаунтеров.
  В то же время идет процесс постепенного расширения и реконструкции небольших магазинчиков либо замещения их предприятиями торговли, оснащенными современным оборудованием и предоставляющими услуги более высокого уровня. Причем конкуренцию в розничной торговле все больше создают сетевые супермаркеты, работающие практически во всех ценовых сегментах. Опираясь на мощную логистику и охватывая новые территории не только областного центра, но и районов области, эти магазины фактически осваивают формат «магазинов шаговой доступности». «Перекресток», «Спар», «Магнит», «Райцентр», «Медведь», «Мясновъ», «Отдохни», «Народный», «Калинка», «Копейка» — число сетевых магазинов уже превысило несколько сотен.
  Однако анализ показывает, что жестко «привязать» российское или зарубежное оборудование к тому или иному формату, концептуальной модели магазинного брэнда не получается: российское и зарубежное оборудование — это действительно разные концепции, разные подходы к оснащению объекта торговой или ресторанной инфраструктуры. Их действительно просто нельзя сравнивать. Использование российского и импортного оборудования — это просто совершенно разные подходы к процессу оснащения магазина, которые определяются целесообразностью вложения денег в конкретный магазин и оптимальностью соотношения «цена — качество».

Михаил СПИРИН/ТиТО





Комментарии к статье "«А вы пробовали работать на бэушном «Гольфстриме»?: Проблема выбора оборудования: импортное или российское?"
Имя: [ Регистрация ]
Ваш комментарий:
Проверочный код:    Проверочный код   -->  
Content ©

Реклама

Интерьерный журнал

Дмитрий ПОТАПЕНКО

Покупайте Нижегородское

Наш опрос

Каким видом деятельности Вы занимаетесь, уважаемый посетитель нашего сайта?
Продаю продукты питания
Продаю торговое оборудование
Случайный посетитель
Представитель власти
Занимаюсь другим видом деятельности


Другие опросы

Авторизация

Имя
Пароль
  Запомнить

Тэги

Инталев, консалтинг Львов, CRM Терминалы Кузнецов, магазин, торговля Бюджет Магазин, торговля Финансы Ресторан Терминалы, Налоговая служба Закон о торговле Торговля, Магазин, Менеджмент Торговля, Менеджмент У дома, Автоматизация Юрченко, Торговля, магазин Бухучет Потапенко Наше дело магазин, EWENT MAKE Инталев Бухгалтерия


\"Наше

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler\'s Top100
www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев
Powered by phpNuke released under the GPL License
Каталог
Редакция журнала
Все права защищены. При копировании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна
2011 Copyright © журнал "ТИТО - Торговые технологии"